ВходРегистрацияЗабыли пароль?
Promagik.ru - магический портал

Статьи / Разные школы / Культ Ошо. Часть четвертая – последние годы и наследие


Автор:
Дата: 2010-01-03 11:33
Комментарии:  

В июле 1986 года Раджниш смог, наконец, вернуться в Индию (еще в декабре 1985 г. его выдворили и оттуда). Он поселился в Бомбее, где вокруг него стали собираться немногие из оставшихся учеников. В последних числах 1986 года Раджниш произнес две речи, позже опубликованные под общим заголовком “Права нового человека”. В этих программных выступлениях Раджниш выплескивает свою обиду на то, что его повыгоняли из всех западных стран, высказывая как общее негодование в адрес всех священников, богачей и белых политиков, так и удивительно мелочные претензии. В особенности от него досталось Декларации прав человека. На смену старой Декларации должна прийти Декларация прав нового человека, “единственное основное право” которого — “это стать богом”.

Подробно раскрывая десять пунктов своей Декларации, Раджниш рисует картину мира, в котором будут жить его “новые люди”. Право на жизнь в этом мире будет означать право на хорошую жизнь, в которой не будет никаких страданий, а будут одни радости и удовольствия. Понятно, что поскольку численность человечества увеличивается, то ресурсов на хорошую жизнь для всех не хватит. Поэтому Раджниш говорит, что “население необходимо сократить, если человек хочет жить достойно, радостно, а не влачить жалкое существование”. Для этого Раджниш предлагает любыми способами ограничивать рождаемость, используя для этого не только противозачаточные средства и аборты, но и уничтожение детей с врожденными недостатками. Кроме того, нужно ввести и всячески пропагандировать эвтаназию и признать права гомосексуалистов.

В будущем мире “не должно быть ни наций, ни государственных границ. Не должно быть никаких религий”. Раджниш надеется, что религии “растворятся сами собой. Лучшее, что есть в различных религиях, сохранится в “единственной религии” Раджниша. В мире абсолютной свободы должна быть устранена главная причина рабства, которая, согласно Раджнишу, состоит в христианской антропологии, основанной на вере в то, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Брак в обществе “новых людей” должен исчезнуть, поскольку он — “подделка под любовь”. “Новые люди” будут свободно сходиться и расходиться, и лучше, если партнеры будут принадлежать к разным нациям, а еще лучше — к разным расам. Дети должны быть оторваны от родителей и воспитываться общинами. Причем даже и не воспитываться, поскольку Раджниш считает любое воспитание, особенно религиозное, нарушением детской свободы.

В едином мире будет, само собой разумеется, единое мировое правительство. Каким же будет образ его правления? Монархию Раджниш ненавидит. Демократия тоже нехороша, поскольку является прикрытием для манипуляций сильных мира сего. К тому же “невежественные массы” при голосовании руководствуются случайными критериями: кто-то из кандидатов выглядит лучше, кто-то лучше говорит. В новом мире выборы будут осуществляться профессиональными корпорациями: например, “только педагоги должны выбирать министра образования”. Правом голоса будут обладать только те, кто получил высшее образование. Мировое правительство будет функциональным, но не будет обладать властью.

Когда человеке помощью раджнишевских методик устранит разделение в самом себе, исчезнут и разделения в мире. Новый мир будет отличаться от нынешнего, как рай от ада.

Сейчас даже нет нужды описывать, что такое ад. Достаточно посмотреть по сторонам: вот он... Но мы можем все изменить. Эту землю можно превратить в рай. И тогда исчезнет всякая необходимость в рае на небесах, там он опустеет.  Если вспомнить Раджнишпурам, то станет понятно, как поступят с теми, кто не захочет жить в этом раю радикального гедонистического безбожного гуманизма.

 В январе 1987 года Раджниш вновь перебирается в Пуну. Тут он придумывает себе новое многозначительное имя — “Ошо”, то есть “океан”, что, видимо, должно ассоциироваться с безбрежностью, глубиной, хаотичностью, бездной.

Для своих последователей Ошо отменяет обязательное ношение оранжевых одежд и четок из сандалового дерева с собственным портретом на них. Правда, на время медитации и в присутствии Ошо саньясинам было предписано надевать белые одежды. Кроме того, в медитационных лагерях, которые проводятся в течение трех дней каждый месяц, нужно носить темно-бордовые одежды. Возобновляются и расширяются психотерапевтические программы, создаются новые медитативные техники. Одну из них, “Мистическую розу”, Ошо скромно считал “величайшим прорывом в медитации через 2500 лет после медитации Гаутамы Будды”. Эта медитация длится 21 день; одну неделю участники смеются по 3 часа в день, вторую неделю плачут по 3 часа в день, третью неделю по 3 часа в день “молча наблюдают” и “свидетельствуют”, как им полегчало.

По примеру своего давнего конкурента на рынке неогуру — Махариши, которого Раджниш до этого всячески критиковал, Ошо теперь пытается доказать благотворность своей медитационной терапии с помощью “научных исследований”.

Различные терапевтические группы в Международной коммуне Ошо были объединены в “Ошо Мультиверситет”, в состав которого в первой половине 90-х годов входили следующие “колледжи”, не выдающие дипломов: Школа центрирования, Школа творческих искусств, Международная Академия здоровья, Академия медитации. Центр трансформации, Институт тибетских пульсаций и другие — вполне типичный ньюэйджевский набор.

К концу 80-х годов здоровье Ошо значительно ухудшилось. В последние месяцы перед смертью, если позволяло самочувствие, Ошо выходил к своим ученикам на “медитации музыки и молчания”, а затем они просматривали видеозаписи его предыдущих бесед. Ошо умер в 1990 г., по всей видимости, от СПИДа. Уходя из жизни, он не оставил полноценной организации, полагая, что в ней нет необходимости, и не назначил наследника. Более того, он ясно дал понять, что если кто-нибудь объявит себя его преемником, то его следует избегать. В результате после смерти гуру внутри движения образовалось несколько самостоятельных течений. В их числе “Международная академия медитации” Пола Лоу, “Гумауниверситет”, возглавляемый голландским саньясином Веришем, и другие.

Сейчас в мире насчитывается около 200 медитационных центров Ошо. Центром культа по-прежнему является Пуна. Группа из 21 саньясина во главе с Амрито, бывшим личным врачом Ошо, составила руководство ашрама после смерти последнего. Они превратили коммуну в Пуне в коммерческое предприятие —экзотический парк “эзотерического” отдыха, рассчитанный на обеспеченных западных туристов 35-40 лет.

На территории бывшего Советского Союза существуют центры Ошо в Санкт-Петербурге, Воронеже (действуете 1996 г. под названием “Тантра Йога”), Одессе, Краснодаре, Минске, Тбилиси, Риге и в Москве, где, кроме центра “Ошо Раджниш”, действует еще и центр “Восточный дом”, созданный молодым россиянином Игорем. В начале 90-х годов он прошел курс обучения в Пуне и вернулся оттуда саньясином Свами Ананд Тошаном. Помимо медитационных тренингов, отправки “на учебу” в Пуну и других программ, “Восточный дом” проводит воскресные “Ошо-дискотеки”, на которых “позволено все”.

Два раза в месяц издается журнал “OshoTime International”, который распространяется по всему миру и издается на девяти языках. Сайты поклонников Ошо из разных стран обильно представлены в Интернете. Но популярность Раджниша не соизмеряется с наличием связанных с его именем организаций — элементы идеологии Раджниша являются неотъемлемой частью движения “Ньюэйдж”. Книги Ошо продаются во всех ньюэйджевских магазинах и обильно представлены на любом развале оккультной литературы.


По материалам книги А. Л. Дворкина "Сектоведение".



Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации. Подробности здесь.