ВходРегистрацияЗабыли пароль?
Promagik.ru - магический портал


Лекция 02

Маг

Соответствия по Liber 777:

Буква - бет,

Символ буквы - дом,

Управитель - Меркурий,

Положение на древе Кетер - Бина,

Цвета - желтый и пурпурный,

Египетские боги - Тот и Кинокефал,

Индийские боги - Хануман,

Медитация - на желтый цвет,

Греческие боги - Гермес,

Римские боги - меркурий,

Животные - ласточка, ибис, приматы, сплетённые змеи,

Растения - Вербена, пальма,

Драгоценные камни - Опал, агат,

Магическое оружие - жезл или кадуцей,

Ароматы - мастика, белый сандал, мускат, стиракс, все летучие ароматы,

Растительные снадобья - все интеллектуальные возбудители,

Минеральные вещества - ртуть,

Грехи - лживость,

Мифические существа - ведьмы и колдуны,

Болезни в результате неправильной работы - Атаксия

Истинное я - вот смысл истинной воли:

Познай себя через Свой путь.

Хорошо рассчитай формулу своего пути.

Твори свободно: впитывай радостно; разделяй намеренно; соединяй полностью

Работай всесильный, всеведущий, Вездесущий, в Вечности и для вечности.

"Мастерство, мудрость, ловкость, гибкость, искусство, хитрость, обман, воровство. Иногда - оккультная мудрость или сила, иногда - быстрый импульс, вдохновение. Карта может подразумевать послания, сделки, вмешательство учёности или разума в обсуждаемое дело" (Алистер Кроули "Книга Тота")

Важнейшим ключам к пониманию этой карты является то, что Кроули вынес именно её на обложку колоды. Если в колодах старого эона, там находилась "Колесо фортуны", ибо основной идеей прошлого эона было торжество всесильной и слепой судьбы, то ныне принцип индивидуальности, меркурия поставлен во главу угла, как владыка всех сил: "Жезлом Он создает. Чашей Он сохраняет. . Кинжалом Он разрушает. Пантаклем он искупает" (Алистер Кроули "Книга мага). В эоне побеждающего ребёнка, маг постигший свою истинную волю, получает возможность свободно творить свою судьбу.

Кроули определял этот аркан, как действие и активность на всех уровнях. Он - первый прорыв божественного я вовне, принцип экстраверсии как таковой истинный и ложный, светлый и тёмный, добрый и злой. Легенды о нём - это легенды либо о мудрости, либо о хитрости, что является двумя гранями одной монеты.

Эта карта выражает принцип божественной игры, по неизвестным правилам. Он - сама ртуть, вечно ускользающая и изменяющаяся, враг всякой статики, меркурий является основой любой активности бытия. Это - первая архитепическая идея - идея божественной игры.

На карте мы видим прекрасного солнечного юношу, выходящего из тёмной полусферы, стоя не ней одним большим пальцем, его голову украшает тройной головной убор, правая и левая сторона которого представлена змеями, а центральный столб суть корона, которую обвивают ещё две змеи. По бокам от него находятся символы четырёх стихий - жезл, чаша кинжал, и диск ("Жезлом творит, чашей сохраняет, кинжалом разрушает, монетой освобождает") а в самой верхней точке карты, в центре короны, мага изображен спускающийся голубь. В нижней части карты изображено чудовище, представляющее низшую животную часть Меркурия.

Если "Дурак" ещё находился в сфере, то "Маг" освободился от власти изначальной сферы и представляет уже принцип индивидуации. Тройная корона, указывает на динамичность его природы, а символы стихий, на то, что он объемлет в себе каждую их них.

Маг или Фокусник представляет собой два принципа - принцип индивидуации, который является основой учения Юнга, и принцип божественной игры, находящейся по ту сторону добра и зла. Когда Ницше определял сверхчеловека, как ребёнка, очевидно, что он имел в виду это архитепическое дитя - божественного Меркурия, которого Ницше чувствовал в своей душе, но многочисленные личные наслоения не позволили Ницше воспринять этот образ во всей полноте.

Ещё один литературный образ, который можно соотнести с этим арканом это смеющиеся бессмертные в "Степном волке". Главный герой, со всеми его слишком серьёзными представлениями, столкнувшись с божественными силами, оказывается поражен, насколько они не соответствуют его серьёзным трагическим представлениям в высшем. Высшее, не доброе, и не злое, оно играет в добро и зло.

Сама идея плутовского романа, где хитрый игрок с судьбой легко обходит строгих, серьёзных господ, играя с законом, практически всегда оставаясь безнаказанным. Для него не существует серьёзного, в человеческом понимании, есть только бесконечная и сладостная игра с бытием, флирт.

Для того, чтобы лучше прочувствовать двойную природу этого аркана я рекомендую к прочтению два художественных романа - Джон Фаулз "Маг" (другое название "Волхв") и шедевр Томаса Манна "Признание авантюриста Феликса Круля.

В романе Томаса Манна, этот архетип представлен во всём великолепии. То как Круль, обманывает комиссию, дабы не оказаться в армии (Меркурий никогда не любил Марса), как соблазняет богатую даму, предварительно выкрав у неё драгоценности, как заменяет собой своего друга аристократа, и зная только имя Гермеса, изящно участвует в разговорах самых высокообразованных людей страны, все эти описания представляет собой подлинное искусство. Отличие Романа Томаса Манна, от прочих плутовских романов в том, что здесь помимо самого действия великолепно отрефлексирована природа самого архетипа, даются великолепные появления, где Автор, от лица героя раскрывает глубинную сущность, происходящего. Манн самым тонким образом, намекает, что, то единственное имя которое известно его герою - Гермес, неслучайно, а в некотором смысле является его тайным, магическим именем, паролем, выражением истинной сущности.

У Томаса Манна представлена одна ипостась Меркурия - Фокусник. Но игры этого бога далеко не всегда столь безобидны, особенно для тех, кто находится в другом архетипе. В романе Джона Фаулза Маг, главный герой испытывает на себе всю тяжесть, игры Меркурия который персонифицируется пожилым миллиардером, хозяином острова. Он своей игрой буквально вырывает почву из под ног героя, грозя утопить его в пучине безумия. В привычном виде реальность перестаёт существовать, в странной игре безумного миллиардера. Фаулз блестяще показывает, второй аспект этого архетипа -страх, который испытывает всякий сталкиваясь с иррациональной силой, которая подчиняется только законам своей игры. К сожалению, в финале автор явно перестал чувствовать архетип и дал совершенно бессмысленную достаточно морализаторскую концовку, которая на мой взгляд портит всё произведение.

Меркурий является Антихристом в подлинном смысле этого слова - Христос требует веры - Меркурий - познания, Христос трагичен и серьёзен, Меркурий игрив и хаотичен, Христос это страдание и смерть - Меркурий - наслаждение и жизнь, Христос - чистая духовность, не мир но меч, разделяющий небо и землю, Меркурий - дитя которая сплетает то и другое в своей божественной игре. Юнг в своих работах, не случайно указывал, на то, что Алхимия, с её установкой нахождения духа в материи являлась полярной компенсацией христианскому, чисто духовному устремлению.

Насколько универсален этот архетип свидетельствует следующая история. Одна женщина понятия не имеющая о символизме Таро Тота, и аспектах меркурия, нарисовала следующую картину, в которой легко угадывается Маркуррий-Маг. Фигура мужчины, вырезанная из серебряной фольги, как бы рождается из белого шара, голова его увенчана тройной короной, которая так же напоминает колпак шута, а в руках он держит две маски - белую, с чёрными прорезями, и чёрную с прорезями белыми, во все стороны от него исходит сияние всех цветов радуги. При некоторых внешних расхождениях эта картина, практически идентична образу первого аркана, и является подлинным переживанием данного архетипа, и ниже я прилагаю фотографию данной картины.

Идея игры находится в основе человеческой культуры, и всем желающим в этом убедится я рекомендую к прочтению исследование Хейзинке, Homo Ludens (человек играющий), где доказано, что о основе практически всех аспектов человеческой деятельности, как то право, война, искусство, философия, религия лежит идея игры. Невольно чувствуешь, восхищение при виде этой царственной фигуры вселенского игрока, и о боги, как же он отличается от современных "серьёзных" форм религии.

В дивинационной работе, появление этой карты может означать самые разнообразные прогнозы в зависимости от предрасположенности оператора. Для меркурианского типа выпадение этой карты это лучшее о чём можно мечтать, но для сатурнического, или марсианского типа, это может означать вторжение иррационального фактора, который что называется "спутывает все карты", и погружает во враждебный ему хаос.

Ещё одно соответствие данной карте, которое просится само собой - Эдемский змей. Согласно традиции гностиков, оный представлял не зло и падение, а напротив - благородное знание, позволяющее узнать добро и зло чтобы подняться над ними - стать подобным Богу.

Идея "святого греха", близка Меркурию-Магу, как никому другому. Меркурию (в аспекте Тота) приписывалось изобретение письменности, слова и познания как такового. Впрочем, эта функция равно поделена между "Магом" и Иерофантом", который будет рассмотрен в одной из следующих лекций.

По традиции начатой в прошлой лекции я иллюстрирую каждый аркан сновидением, наиболее для этого подходящим. В данном случае соответствие только приблизительное.

"Я нахожусь в месте, чем-то похожем на парк Циолковского. Передо мной находится ракета, которая готовится к старту. Вдруг не известный мне мужчина явно принимающий меня за кого-то другого, взяв за руку, говорит: "Идем, мы опаздываем". Я понимаю, что он по неясной мне причине принял меня за члена экипажа, В ракете я поспешно надеваю шлем, дабы ошибка не была раскрыта до старта. Перед стартом у меня мелькает мысль: "Я ведь не проходил подготовки, смогу ли я выдержать нагрузки?" Во время старта мне кажется, что моё тело раздавлено, и что я этого не переживу. Однако перегрузки прошли за какие-то десять секунд, и я оказываюсь в космосе. Помимо меня на корабле четыре человека: две женщины и двое мужчин. Обман мой раскрыт, и я чувствую сильную враждебность по отношению ко мне за моё незаконное проникновение. Особенно настроена против меня женщина, которая представляется мне воплощением стальной, нерушимой воли. К тому же я постоянно испытываю трудности с кислородом, ибо он присутствует только в одной комнате, где

все поочерёдно пополняют им свои запасы через трубку, идущую куда-то в область шеи. Конфликт, обострённый проблемами с воздухом, нарастает, и вдруг резко переходит в секс с моей ещё недавно врагиней. После секса я чувствую, что принят в команду вместо оставшегося на земле капитана".

По сути темой сновидения является упомянутый выше "святой грех" меркурия, который вопреки правилам ведёт не к падению, но к росту. Духовное восхождение (полёт в космос, к небесам), начинается с ошибки, поддерживается обманом, а окончательно утверждается изнасилованием. Между тем логичного возмездия не происходит, потому что сновидец, находится в "меркурианском" тоннеле, а идея божественной игры находится много выше, идеи воздаяния или кармы. Разумеется, горячих голов следует предупредить, от опасности идентифицировать себя с этим архетипом, ибо как правило это всегда ведёт к поражению - этот архетип актуализируется сам, и в этом случае вопросов не появляется, как сказал один юморист, на вопрос "тварь я дрожащая иль право имею, всегда отвечал - раз спрашиваешь - тварь".

Раньше   Дальше



Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации. Подробности здесь.