ВходРегистрацияЗабыли пароль?
Promagik.ru - магический портал

Тема 4.

Руническое письмо

Руническое письмо само по себе традиционно почита­ется искусством, и искусством непростым. С использова­ния рунических знаков на письме мы и начнем непосред­ственное знакомство с применением рун в Традиции.

Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каж­дый знак передает некоторый звук. Звуковые соответствия рун трех основных (для данной книги) рунических рядов — Старшего (Футарка), раннего нортумбрийского (анг­ло-саксонского) и западно-славянского (вендского) — приводятся на рисунке на следующей странице.

Руническое письмо имеет ряд характерных особеннос­тей, отличающих его от привычного нам кириллического или латинского письма. Эти особенности мы сейчас и рассмотрим.

Прежде всего следует сказать, что руническое письмо допускает следование знаков как слева направо {правое письмо}, так и справа налево {левое письмо). При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный нам вид, но при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл — при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи.

 


 


Другой особенностью рунического письма является широкое использование так называемого бустрофедона в длинных надписях, что также резко отличает руническое письмо от современного. При письме бустрофедоном вся надпись, какую бы длину она не имела, оказывается выполненной одной строкой — ив этом также есть определенный магический смысл. Достигается сохранение неразрывности надписи одним из двух способов. Первый из них (бустрофедон в собственном смысле слова) состоит в том, что надпись, дойдя до края отведенного для нее пространства, разворачивается и, не прерываясь, идет обратно «вверх ногами». Такой бустрофедон, как и обыч­ные однострочные надписи, может быть, разумеется, как левым, так и правым. Второй способ заключается в чередовании правого и левого письма

таким образом, что надпись идет, например, правым письмом от левого края к правому, а в следующей строке разворачивается и идет обратно уже левым письмом и т.д.

Нужно отметить и отсутствие пробелов в руническом письме. В большинстве случаев вся надпись выполняется слитно, без разбивки на слова. В некоторых случаях отдельные предложения или смысловые части надписи при необходимости разделяются специальными знаками, пред­ставляющими собой одну или несколько точек.

 


 


В процессе развития рунического Искусства жрецами и магами было разработано немало специальных систем рунического письма, применявшихся в качестве тайнопи­си, в магических целях или просто для сокращения про­странства, занимаемого надписью. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизитель­но ее содержания, очень непросто.

Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т.е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определен­ные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки

 иНеприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например,изапи­сываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например,, ,и т.д.).


Довольно часто маги, работающие в технике вязаных рун, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из несколь­ких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруд­нительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи — для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне, однозначная дешифровка которой вряд ли возможна.

 

Другой техникой ру­нической тайнописи яв­ляется применение зер­кальных рун, то есть рун. симметрично удвоенных относительно горизон­тальной или вертикаль­ной оси (стержня). Зер­кальные руны, надо ска­зать, применялись не только как средство про­стейшей тайнописи, но и как способ усиления ма­гического воздействия. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дваж­ды или трижды, действу­ет эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная зеркальны­ми рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды.

Отметим, что обе описанные техники могут при­меняться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочита­емы для непосвященно­го. Вместе с тем такой подход позволяет создавать емкие активные (в магическом смысле) комбинации рун — например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о которых пойдет при рассмотрении соответствующей темы.

Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других

техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах. Большинство из них использует замену руны двумя совмещенными символами (двумя совмещенными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте. Так, классическая техника, называемая в трактатах «Хагахрун», использует замену каждой руны на вертикальный стержень с отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые — номер руны в атте.

Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими рунами, встречается — помимо всего прочего — употребление Старших рун Футарка в качестве идеографических символов.

Так, например, в Стентофленской надписи есть строка, переводимая как:

«Хатуволафор дал...» и замыкаемая руной, Иер. Здесь старшая руна Йер

должна читаться не как звук, но как понятие — «урожай», «урожайный год». Аналогичным образом в Валаамской надписи, упомянутой выше, употреблена, согласно дешифровке Е.Лазарева, стар­шая руна Перт.

* * *

Рекомендуемая практика

Изучение данной темы, должно сопровождаться прак­тикой рунического письма.

Причем, поскольку сами руны являются не просто алфавитом, но набором магических символов, то и практика такая является не просто упраж­нениями в начертании рун.

Рекомендуется попрактиковаться во всех описанных выше способах рунического письма (левое и правое, бустрофедон и т.д.), используя разные рунические ряды. При этом следует помнить, что германские руны (Футарк, нортумбрийский ряд и т.д.) предназначены для записи германской речи; славянская же речь должна записываться славянскими рунами. Для практики в письме германскими рунами можно использовать просто перечень знаков соот­ветствующего ряда (Футарка, например) или какие-либо тексты на германских языках (хотя бы современных). Молено также использовать известные древние тексты. В качестве примера мы приведем здесь несколько

 

 

 

фрагментов песен Старшей Эдды на языке оригинала (древне-исландский) с русским переводом:

 

 

 

Следует помнить, что запись текстов рунами — уже сама по себе магическая практика. Мы можем рекомен­довать читателям попытаться оценить собственные ощу­щения и ассоциации при написании текстов разными способами и разными рунами: возможно, эти ощущения окажутся интересными, а их анализ — небесполезным в отношении освоения рунического Искусства.


Раньше   Дальше



Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации. Подробности здесь.