ВходРегистрацияЗабыли пароль?
Promagik.ru - магический портал

Тема 9.

 

Готские руны. Арманический ряд

Еще один традиционный рунический ряд — это готские руны. Этот ряд использовался готами — германскими племенами, первоначально населявшими остров Готланд в Балтике. На Готланде сохранился древнейший памятник готского рунического письма — надпись на Килверском камне, представляющая собой перечисление готского Футарка. Уже в IV веке готским епископом Ульфилой был создан алфавит, использовавший смешанную латино-ру-ническую знаковую базу. Однако алфавит этот не получил большого распространения в Европе, а вот памятники готского рунического письма известны от берегов Балтики до южной России и черноморского побережья — мигри­руя почти по всей Европе, готы переносили с собой и германскую руническую культуру.

Готский рунический ряд практически почти повторяет классический древний Футарк, отличаясь лишь незначи­тельными перестановками рун, начертанием некоторых из них (см. надпись на Килверском камне) и, что важнее, — именами отдельных рун:



Последний рунический ряд, который должен быть упомянут в этом курсе, это Арманический Футарк, или Футарк Арманенов, созданный австрийцем Гвидо фон Листом в самом начале XX столетия и имеющий ныне большое распространение в Германии и Австрии.

Как справедливо отмечают биографы Гвидо фон Листа, большинство его исследований и выводов не могут считать­ся полностью обоснованными с научной точки зрения. В полной мере это относится и к предложенному им Арманическому Футарку. На данный момент нам неизвестно ни одного памятника, содержащего древнескандинавский ру­нический строй в том виде, который имеет Футарк фон Листа. Разумеется, это не делает Арманический Футарк менее волшебным, чем Футарк классический, тем более, что руны довольно близки.

Первое отличие Футарка Арманенов от классического состоит в том, что ряд фон Листа содержит только восемнадцать рун: остальные шесть знаков старшего строя были отброшены Листом как более поздние и не являю­щиеся исходными. Вторая черта: каждая руна нового Футарка жестко привязана к одному из так называемых «Заклинаний Одина», содержащихся в Старшей Эдде.

Возможные корреляции текстов Старшей Эдды с руни­ческими строями постоянно привлекают внимание иссле­дователей, но работа, проделанная фон Листом, является, вероятно, самой первой попыткой связать не всегда ясные указания древних текстов с конкретными рунами.

«Заклинания Одина» представляют собой один из многих независимых фрагментов в составе песни «Речи Высокого» (т.е. Одина). Начинаются «Заклинания следу­ющими строками:

Заклинанья я знаю не знает никто их, даже конунгов жены...

(Речи Высокого, 146)

Далее следует перечисление восемнадцати заклинаний, которые могут быть применены Одином в различных ситуациях. Каждому из этих заклинаний фон Лист ставит в соответствие одну из рун своего строя, таким образом, что порядковый номер руны в строе совпадает с номером заклинания.

Так, например, первой руне — Фа — посвящено, по фон Листу, такое заклинание:

Помощь такое первому имя помогает в печалях, в заботах и горестях.

Девятой руне — Ис:

Знаю девятое, если ладья борется с бурей, вихрям улечься и волнам утихнуть пошлю повеленье.

 

Одиннадцатой руне — Зиг:

Одиннадцатым, друзей оберечь в битве берусь я, в щит я пою, побеждают они, в боях невредимы, из битв невредимы прибудут с победой.

И так далее.

Нужно также отметить, что рунический строй фон Листа отличается от классического не только количеством знаков и их расположением. Сами по себе руны, повторяя, в целом, начертания рун Старшего Футарка, несколько отличаются от последних графикой. Так, необычно выгля­дят руны Фа, Ас, Хагал и др., заимствованные, в большин­стве своем, из частных вариантов Старшего Футарка. Многие современные западные авторы предпочитают фор-мализовывать графику рун Арманического строя, вписывая их в шестиугольную «руническую матрицу» (см. рис.).

Арманический Футарк мало, на наш взгляд, удобен для прямых магических действий, но зато содержит в себе развитую эзотерическую систему, основанную на рунах. Поэтому мы полагаем весьма полезным привести здесь перечень рун Арманенов с краткими их описаниями, повто­ряющими — с некоторыми сокращениями и некоторыми дополнениями — описания, данные самим фон Листом.

1. Преходящее

— огненное рождение; собственность, имущество, скот (нем.); расти, странствовать, разру­шать (нем. ).

Руна содержит утешение магов; она гласит, что настоящие мудрецы живут ради будущего развития, и только дураки горюют. И потому: «Хочешь быть счастливым, будь им».

2. Изначальное

— вечность, изначальный огонь, изначальный свет, первый зубр; воскресение и жизнь после смерти.

Ur — первооснова всех проявлений, изначальное. Тому, кто осознал первопричину события, само оно уже не кажется неразрешимой загадкой, ставящей в тупик голо­воломкой, — неважно, было ли это событие удачным или неудачным, — и потому он не только может отогнать несчастья и беды или добиться успеха, он может еще и осознать и обманчивое зло, и фальшивую удачу. И потому: «Познай себя, и ты познаешь все».

3. Громовая стрела

— Тор (гром, молния); торн, шип, колючка.

Эта руна символизирует «Шип смерти» — то, чем Один погрузил в сон-смерть Брюнхильд, непокорную валькирию, но вместе с тем — и «Шип жизни» (фаллос), посредством которого возрождение побеждает смерть. Этот угрожающий знак надежно притупляет оружие противника, желающего чужой гибели, он же побежда­ет силы смерти вечным возвращением жизни. Потому: «Берегите свое Я».

4. Уста

— ас; рот, уста, устье; появление; ясень (нем. ); прах (нем.).

Уста, могущество Слова! Духовная сила, несомая Сло­вом, рвет фические оковы и дарует свободу; пред ней склонятся все завоеватели, привыкшие побеждать одной лишь физической силой; она разрушит все тирании. Пото­му: «Сила твоего духа делает тебя свободным».

5. Колесо Порядка

; совет, рассказ, разгадка (нем.); красный (нем., англ. ); колесо (нем. ); прут, жезл (нем. ); правая сторона, Правда, справед­ливость (нем., англ., рус. Правь) и так далее.

Возвышенным самоуглубленным сознанием ариев было их осознание собственных богов, ибо «жить с самим собой» значит быть и с богом. Пока народ сохраняет цельное подлинное «внутреннее», у него нет причин поклоняться внешней божественности, ибо внешняя божественная служ­ба, ограниченная обрядами и церемониями, становится нужна только тогда, когда кто-либо не может найти бога в своем сокровенном бытии. Чем менее глубок человек, чем менее знает он свои сокровенные черты, тем более вовне выходит его жизнь. И чем дальше заходит процесс потери «внутреннего» у народа, тем более напыщенными, официаль­ными и формальными становятся его внешние проявления — формы правления, закона и вероисповедания (культа).

Но: «Я верю в то, что я знаю, и потому я могу жить». По этой причине арийская «внутренняя духовность» — ко всему прочему еще и основа презрения ариев к смерти, основа их безграничной веры во Всевышнего и в самих себя, которая символически изображается пятой руной. Посе­му эта руна гласит: «Я — мое право, это право — нерушимо, потому что я сам — мое право».

6. Лева

; смелый, уверенный (нем.); никто, ничто (нем.) и так далее.

Древо Мира, Иггдрасиль, в узком смысле — родовое древо ариев, рядом с которым родовые деревья других народов рассматриваются как «чужие». Понятие, которое символически изображает руна —(«дева»),

— описывает принцип женственности как источник Всего. Племя должно хранить свою чистоту; племя не должно «зарастать» корнями чужого древа. Если же это и произой­дет, то не принесет «чужим деревьям» никакой пользы, ибо «побег от чужого корня» вырастет, чтобы стать яростным и сильным врагом чужого древа. Потому: «Твоя кровь — высшее из того, что ты имеешь».

7.

— Мировая ограда — ограда Всего; град (англ. ); разрушение; приветствие.

— самоуглубленное осознание, решимость ощущать Бога внутри себя — дает уверенность в силе собствен­ного духа; эта уверенность дарует человеку магическую силу, которая живет во всех людях; силу, подчиняясь которой сильный дух может отбросить сомнения и пове­рить в самого себя. Христос, который был — как и Один — одной из таких редких личностей, говорил: «...истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что он ни скажет».

Избранный, наделенный этим осознанием-без-сомне-ний, контролирует и духовную, и физическую составляю­щие жизни, и чувствует себя всемогущим. Потому: «Вме­сти в себя Все и тогда Все подчинится твоему контролю».

8. Нужда

— необходимость (нем. , англ., рус. нужда); норна; принуждение судьбы.

«Руна Нужды цветет на ногте норны!» Это не «нужда» в современном значении слова (нищета), но — необходи­мость, неизбежность судьбы, назначенной норной согласно первичным законам. Именно так должна пониматься причинная связь всех явлений. Только тот, кто сумел осознать первопричины явления, только тот, кто достиг понимания основных законов эволюции и того, что из этих законов следует, только тот может оценить и последствия событий, как только они начнут проявляться. Потому: «Используй свою судьбу, а не борись с ней».

9. Воля

лед (нем., англ.); железо (нем.). «Не признающее сомнений осознание личной духовной силы» связывает волны — «замораживает», — они стано­вятся твердыми, как лед. Не только волны, но и вся жизнь покорна принуждению воли. Бесчисленные примеры — нордический «Шлем Ужаса», и афинская Голова Горгоны, и все обычаи, восходящие к охотничьим знаниям и прак­тике «замораживания» зверей, и современный гипноз — все они основаны на использовании силы твердой воли духа, способной «замораживать». Эту способность и эту силу символически изображает девятая руна. Потому: «Добей­ся власти над собой, тогда все, что противостоит тебе в духовном и физическом мире, будет в твоей власти».

10. Солнце, Свет

; Солнце; изначальный огонь (); арии, высоко­родные и т. д.

(изначальный огонь, божество), Солнце, свет разрушат как физическую, так и духовную тьму, сомнения и неуверенность. В знакеарии — дети солнца — заложили основу своих законов, основной закон, иероглиф которого — орел (). Он приносит себя в жертву, он предает себя смерти в пламени, чтобы возродиться вновь. Поэтому он и был назван «», а позже — Феникс. Поэтому: «Чтите изначальный огонь!»

11. Победа

— «Спасение и победа}» Это древнейшее арийское приветствие и боевой клич можно найти и в иной форме — в виде широко распространенного воодушевляюще­го призыва:(«Спасение знающему Силу!») Это стало символически изображаться одиннадцатым знаком Футарка, руной Победы: «Творческий дух должен победить!»

12. - Меч

Возрожденный Один, спустившийся с Древа Мира, на котором он принес самого себя в жертву, так же как и возрожденный из пепла Феникс, олицетворяются Тюром, юным богом Солнца и войны. Согласно мистическому закону, каждое магическое верование должно иметь параллель в мифологии; и эта мифологическая модель выбирается по аналогии ходом событий в земном мире людей. Эзотеризм осознает мистического Одного в мистических Многих, и потому видит судьбу каждого человека подобной судьбе Одина — в вечных переходах от смерти к возрождению. Как Один возро­дился в обновленном теле после принесения себя в жертву — которую нужно понимать скорее не как его смерть, но как целую жизнь, — точно так же и каждый человек возвращается после каждой прожитой жизни в человеческий образ посредством возрождения — которое в равной степени и есть принесение себя в жертву. Поэтому «-» и означает и «порождать», и «жить», и «умирать»; поэтому Тюр — возрожденное молодое Солнце. Так что и двенадцатая руна также является руной Победы, и потому она вырезается на клинках мечей и наконеч­никах копий как символ, способный даровать победу. Должно быть сказано: «Не бойся смерти — она не может убить тебя».

13. Песнь

; рождение (нем.); песня (); смерть, похоронные дроги (нем.) и т. д.

В руне Песни воплощается духовная жизнь Всего, вечная жизнь, в которой человеческая жизнь между рождением и смертью — всего лишь день. Эта вечная жизнь рассматривается здесь по контрасту с жизнью человека, который идет от(как рождения) по(как песни жизни) к(как смерти и похоронным дрогам), жизнью, которая освящена и очарована «водой жизни» при крещении. Несмотря на предопределенносгь и приговор судьбы, свою большую роль в жизни играют темные случайности; именно против пагубной власти таких случайностей и направлено действие священного благословения. Германцы не признают «слепой судьбы». Они верят в предоп­ределение человека в самом высоком смысле этого слова, но интуитивно понимают, что на пути реализации предопределе­ния есть множество препятствий, как понимают они и то, что эти препятствия призваны закалить личную силу человека.

Потому каждый вновь рожденный должен быть посвя­щен «водой жизни», чтобы стать защищенным от немину­емых предстоящих случайностей; и потому: «Жизнь наша в руках бога, так вверьте ему ее».

14. Закон

; изначальный закон (нем.); море; жизнь (нем.); падение, поражение.

Интуитивное знание сущности Всего, а потому — и законов природы, — образует основу священных учений ариев, или («религия», «культ»). Эти эзотерические знания передавались народу посредством символики мифов, чтобы неискушенный взгляд народа, не привыкший к глубокому видению и восприятию, сумел разглядеть изначальные законы творения не глубже, чем физический взгляд может узреть глубины океана, а неопытный духовный взгляд — бесконеч­ность Всего. Потому четырнадцатая руна гласит «Сперва научись править судном, а рк потом берись переплыть море».

15. Материнство

— человек, мужчина (нем. , англ. , др.-сканд.и т.д.);—Луна (нем., англ.и т.д.);— мать (нем., англ. •, рус. мать, лат. , кельт.,и т.д.); пустой или мертвый.

Человек узнает самого себя в пятнадцатой руне — как в знаке, посвященном распространению, размножению чело­веческой расы. Первичное слово «та» — символ женского начала, символ продолжения рода, подобно тому, как пер­вичное слово— символ мужского начала. (Так мы получаем— мать, начало, источник, и

отец, предок.) Понятия человека или мужчины (, ), девы или женщины (англ.), матери, мужа (нем.), жены (нем.), замужества (англ. ) и т.д. происходят от одного первичного слова (так же как и англ., и нем., с которыми все вышеперечисленные слова внутренне связаны). И тем не менее все они символизируют разные понятия, связанные очевидным единством.

Пятнадцатая руна охватывает как экзотерические (об­щедоступные), так и эзотерические понятия высокого таинства человеческой природы и достигает своего зенита в предупреждении: «Будь человеком».

16. Радуга

— радуга (роман.и т.д.); гнев, ошибка (англ.«ошибка», нем.«ошибка»,«сумасшед­ший», роман.- префикс отрицания); поклон,

изгиб и т. д. -руна представляет собой перевернутую-руну и как таковая означает «изгибание» и представляет прибывающую и убывающую Луну — в противоположность полной Лунеруны. Потому она, во-первых, обращает наш взгляд к изменчи­вости Луны, а во-вторых (как руна Ошибки) — к переменчи­вости женщины, подобной переменчивости Луны.

Руна Ошибки, вызывающая смятение, причиной которого может быть страсть в любви, азарт в игре, или опьянение, или проблемы в общении, или что-то совсем другое, — быть может, она сама способна помочь преодолеть преграды именно посред­ством самого смятения. Но успех такой победы так же обманчив, как и победа сама по себе — ибо она приносит гнев, дикую ярость и в конечном счете безумие.-руна ггротивопоставляется Os-руне, поскольку она пытается достигнуть скорее внешней, чем подлинной победы над противником, заменяя отговорками истинные причины. И потому она учит: «Подумай о том, что будет после».

17. Брак

— замужество (нем. ); лошадь (кельт. ); закон, право; суд и т.д.

Семнадцатая руна (или-руна) противопоставляется шестнадцатой: тогда как предыдущая руна предупреждала о мимолетности любви, руна Замужества утверждает понятие прочной любви на основе брака как узаконенной связи между мужчиной и женщиной. Замужество — основа народа, и потому— понятие еще и законода­тельное, ибо, согласно древней германской правовой фор­мулировке, замужество — это «необработанный корень», то есть основной закон продолжения германского могуще­ства. Потому: «Брак — корень ариев».

18. Дар

— дар (англ., нем.), даритель (англ., нем.); бог (англ., нем. ); (Земля);, смерть и т. д.

Бог — даритель, а Земля принимает его дары. Но Земля не только получает дары, она, в свою очередь, — тоже даритель. В имени этой руны заключена идея «появления», «дарения», но оно также отражает и «жизнь» как дар, и «смерть» — движение, переход к новому рождению. Экзотерическое учение утверждает, что «человек возника­ет из бога и возвращается к нему», но учение эзотерическое констатирует существование «незримой связи человека и божества» — и потому молено уверенно сказать: «Человек, будь одним целым с богом!»

* * *

Рекомендуемая практика

 

Знакомство с рунической системой Гвидо фон Листа интересно уже хотя бы в смысле погружения в нордичес­кую сакральную Традицию. Мы рекомендовали бы читате­лю подробно изучить значения рун Арманенов и связанные с ними сакральные принципы. Следующим полезным ша­гом могли бы стать размышления о различиях и связях значений соответствующих рун Старшего Футарка и рун Арманенов — такое размышление поможет лучше понять и осмыслить и сами Старшие руны, и провозглашенные фон Листом сакральные принципы Арманенов.


Раньше   Дальше



Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации. Подробности здесь.